Под небом голубым...-2- Храм Гроба Господня

Главная цель любого паломника в Святой Земле - иерусалимский храм Гроба Господня, святая святых мирового христианства.
 
История храма Гроба Господня
 

 
Римские императоры-язычники пытались полностью уничтожить в человечестве воспоминания о священных местах, где пострадал за людей и воскрес Господь наш Иисус Христос. Император Адриан (117 - 138 ) приказал засыпать землей Голгофу и Гроб Господень и на искусственном холме поставить капище языческой богини Венеры и статую Юпитера. Именно эти строения позволили через 300 лет с большой точностью определить подлинное расположение христианских святынь.
 
Это произошло при равноапостольном императоре Константине Великом, первом из римских императоров, прекратившем гонения на христиан. Горячо желая отыскать Крест, на котором был распят Господь, равноапостольный Константин направил в Иерусалим свою мать, благочестивую царицу Елену, снабдив ее письмом к Патриарху Иерусалимскому Макарию. Хотя святая царица Елена к этому времени была уже в преклонных годах, она с воодушевлением взялась за исполнение поручения.
 
Разыскивая Животворящий Крест, она расспрашивала христиан и иудеев, но долгое время ее поиски оставались безуспешными. Наконец, ей указали на одного старого еврея по имени Иуда, который сообщил, что Крест зарыт там, где стоит капище Венеры. Капище разрушили и, совершив молитву, начали копать землю. При раскопках обнаружили древнюю цистерну, засыпанную землей, камнями и мусором. Святая Елена верила в успех поисков, но землекопы, вероятно, были иноверцы и уклонялись от работы.
 
Тогда Святая Елена ночью бросила в землю горсть монет, и рабочие, воодушевленные идеей поиска клада, стали копать охотнее. Вскоре были обнаружены три креста, дощечка с надписью, сделанной по приказанию Пилата, и четыре гвоздя, пронзившие Тело Господа. Чтобы узнать, на котором из трех крестов был распят Спаситель, Патриарх Макарий поочередно возложил кресты на покойника. Когда был возложен Крест Господень, мертвец ожил. Увидев воскресшего, все убедились, что найден Животворящий Крест.
 
Старец Иуда и другие иудеи уверовали во Христа и приняли святое Крещение. Иуда получил имя Кириак и впоследствии был рукоположен во епископа Иерусалимского, а в царствование Юлиана Отступника принял мученическую смерть за Христа.
 
В Константинополь святая Елена привезла с собой часть Животворящего Древа и гвозди. Равноапостольный император Константин повелел воздвигнуть в Иерусалиме величественный и обширный храм в честь Воскресения Христова. Храм строился около 10 лет и был освящен 13 сентября 335 года. Святая Елена не дожила до освящения храма; она скончалась в 327 году.
 
Римская архитектура не допускала наличия в здании массивных скал: поэтому скалу вокруг Гроба Господня пришлось обрезать, обтесав пещеру снаружи, и приведя ее к круглой форме. Над нею царица Елена возвела круглую же ротонду - Анастасис; эта форма здания сохраняется и до наших дней. При постройке св. царица распорядилась выровнять пол ротонды на уровень пола гробницы. Вход же в гробницу оставался очень низким до 1113 г. Игумен Даниил указывает, что пролезть в него можно было только на коленях.
 
Точно так же, но в кубической форме, была обтесана и скала Голгофская и обнесена оградой с колоннадой и портиками, оставаясь под открытым небом и представляя собою отдельную часовню.
 
Старая цистерна была расширена и образовала собою подземный храм, куда широкая лестница вела из центральной части храма, называвшейся Мартирион (свидетель). Все это, по словам очевидцев, было богато отделано мрамором, серебром и золотом.
 
На протяжении многовековой истории храм многократно разрушался, но неизменно возрождался вновь в различных архитектурных формах. Базилика, построенная Константином и Еленой, была разрушена персами в 614 г. Через 15 лет аббат Модест начал реконструкцию церкви в более скромном виде, но в прежних очертаниях.
 
Очередное разрушение ждало храм в 1009 г., когда халиф Хаким повелел не только сжечь его, но и разбить стены молотами, так же, как и пещеру св. Гроба. Благодаря тому, что обломки никто не убирал, разрушение вскоре прекратилось: ротонда Анастасиса была разрушена до уровня 2-го этажа, а у Кувуклии св. Гроба снесен свод потолка. Только в 1031 г., при императоре Романе, можно было приступить к восстановлению храма из развалин.
 
Множество приношений и пожертвований со всех концов мира стеклось на это дело, и отстройка была завершена 11 лет спустя при Константине Мономахе. Храм представлял собой традиционную византийскую пятинефную базилику, алтарь ее был обращен ко Гробу Господню. Вокруг пещеры Гроба Господня была построена ротонда с апсидой, а открытое пространство между церковью и ротондой назвали «Святым садом». Скала Голгофы находилась в углу «Святого сада», у стены базилики.
 
Именно каким увидел храм Гроба Господня русский паломник игумен Даниил в 1105 году: «Церковь Воскресения кругла, имеет двенадцать круглых столпов по фасаду и шесть столпов задних, мощена красиво мраморными плитами, имеет шестеро дверей. На хорах имеется шестнадцать столпов. А под хорами наверху написаны мозаикой пророки, как живые стоят. Над алтарем написан мозаикой Христос. В великом алтаре изображено мозаикой сотворение Адама. На самом верху изображено мозаикой Вознесение, на обеих половинах на двух столпах написано мозаикой Благовещение.
 
Церковный верх не до конца сведен камнем, но только скреплен тесаным деревом по-плотницки. Так верх ничем не покрыт. Под этим самым непокрытым верхом находится гроб Господень.
От дверей гробницы до великого алтаря саженей двенадцать (25 м). Здесь за алтарем находится Пуп земли, над ним создан свод, а наверху изображен мозаикой Христос и сделана надпись: "Се пядию моею измерих небо и землю".
 
От Пупа земного до распятия Господнего саженей двенадцать. Место распятия находится к востоку, оно было на высоком камне, выше древка копья. Камень этот был кругл, как небольшая горка. Посреди этого камня на самом верху высечена скважина круглая, локоть вглубь, а в ширину менее пяди. Здесь был сооружен крест.
Место распятия Господня и камень окружены стеной, выше над распятием создан свод, изящно изукрашенный мозаикой. На восточной стороне стены написано распятие Христа, хитро и дивно, прямо как живой Христос, по величине больше, каким был он в то время. На южной стене написано снятие со креста, также дивно изображено. Двое дверей имеется, подниматься вверх по ступеням, до дверей семь ступеней, и войдя в двери - семь ступеней. Вымощено все мраморными красивыми плитами».
 
При позднейших перестройках церковь полностью примкнула к ротонде и свободного пространства между ними не осталось. В 1149 г. при крестоносцах храм был вновь перестроен, окончательно потеряв базиликальный вид. Зато появились элементы западной архитектуры, в частности полукруглая галерея позади главного алтаря. Храм с незначительными изменениями дожил до 1808 г., когда его сильно повредил пожар. Кувуклия чудом сохранилась, хотя ее верх и стены были значительно повреждены при падении купола. Но в целом от храма остались лишь развалины.
 
Это было время начала наполеоновских войн, и христианские державы не смогли оказать действенную помощь в восстановлении святыни. Поэтому из всех монашеских общин, подвизавшихся у Гроба Господня, за восстановление храма взялись только греки, поскольку они рассчитывали на помощь из православной России. И русские люди откликнулись на просьбу о помощи; они жертвовали охотно. Во всех русских церквах были установлены кружки с надписью: «На Гроб Господень».
 
После восстановления храм был поделен между шестью различными христианскими общинами — католической, греко-православной, армянской (этим трем принадлежат 70 % церковной площади), коптской, сирийской и эфиопской, чей монастырь находится на крыше храма. Раздел не был мирным, каждая конфессия стремилась завладеть более привлекательными участками. Лишь в 1852 году договор, подписанный под нажимом турецкого султана, закрепил статус-кво.
 
Последние изменения во внутреннем облике храма относятся в 1935 году, когда после сильного землетрясения были поставлены мощные металлические подпоры вокруг Кувуклии.
 
Голгофа и Гроб Господень
 
Перед храмом Гроба Господня оказываешься совершенно неожиданно. Минуешь тесноту и шум торговой улицы, протискиваешься в узенькую калитку, и вдруг – ты перед воротами, к которым стремился всей душой, и в то же время совершенно не готов здесь оказаться.
 

 

 

 
Первое, что поражает – крошечные размеры площади. Когда в Великую Субботу видишь по телевизору эту площадь, запруженную народом, то кажется, что тут огромные пространства; на самом же деле постройки христианского квартала плотно обступили храм, не давая возможности составить сколько-нибудь полное представление о его архитектурных формах.
 
Днем здесь толпятся туристы и паломники из самых разных уголков планеты; гиды добросовестно выполняют свою работу; чтобы попасть в святая святых,нам пришлось выстоять не один час в очереди.
 
Итак сразу справа от входа находится место,где закончился Крестный путь Спасителя.
 
«И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа»
(Иоан.19:17)
 
С площади, правее входа в храм ступени ведут на Святую Голгофу; этим входом не пользуются уже несколько веков. Считается, что именно здесь Мария Египетская пыталась войти в храм в праздник Воздвижения Креста Господня, но невидимая сила не допускала ее. Наверху находится греческая капелла преподобной Марии Египетской.
 

 

 
Ступени на Святую Голгофу
 

 
Подъем на Голгофу находится у самых дверей Храма. Скала Голгофы возвышалась над землей на 3 метра; на нынешнюю Голгофу ведут 17 ступеней. Это как бы верхний храм, разделенный массивными пилонами на две части.
 

 
В глубине северной, греческой части высится Распятие с предстоящими; перед ним – открытый престол на колонках. Под престолом обложено серебром отверстие в природной скале, в которое был водружен Крест Христов. Вокруг престола под стеклом открыто видна скала Голгофы.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Распятие и престол на Святой Голгофе.
 

 

 

 
Вид на храм с Голгофы
 

 

 

 

 

 

 

 

 
Под алтарем Святой Голгофы, в нижнем уровне находится часовня Адама. По преданию, под Голгофой был захоронен праотец Адам, и Кровь Спасителя, стекавшая по Кресту, омыла прах прародителя; поэтому часто под скульптурным или иконописным Распятием изображают череп и кости.
 
Часовня Адама и расщелина в скале Голгофы
 

 

 
Признаться, не менее интересно разглядывать детали интерьера. Именно они дают наибольшее представление о древности и непростой судьбе храма Гроба Господня: кладка его стен, плиты пола, замурованные или вновь пробитые узкие и низкие дверные проемы…
Стены украшают многочисленные надписи, чаще всего на греческом языке.
 

 
Расщелину, образовавшуюся при землетрясении, можно наблюдать через стеклянное окно в глубине часовни, где стоит престол во имя праведного Мелхиседека. Часть скалы открыта также в круговой галерее храма, у северу от часовни Адама.
 
Часть скалы Голгофы, видимая в нижнем уровне храма
 

 
«После сего Иосиф из Аримафеи - ученик Иисуса, но тайный из страха от Иудеев, - просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и Пилат позволил. Он пошел и снял тело Иисуса.
Пришел также и Никодим, - приходивший прежде к Иисусу ночью, - и принес состав из смирны и алоя, литр около ста.
Итак они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи».
(Иоан.19:38-40)
 

 
Входя в Храм, сразу оказываешься перед Камнем Помазания, на котором лежало Пречистое Тело Господа после снятия с Креста. Камень накрыт плоской мраморной плитой, источающей миро и несказанно благоухающей. Над Камнем горит восемь больших лампад. Всякий входящий в храм в первую очередь прикладывается к Камню Помазания.
 
Мраморная плита, покрывающая Камень Помазания
 

 

 

 

 
Следуя от Камня Помазания влево под арку колонн, оказываемся в большой круглой ротонде, посреди которой высится пещера Гроба Господня, обращенная в мраморную часовню – Кувуклия. Здесь хранится величайшая Святыня мира, отсюда воссияло Христово Воскресение!
 

 

 

 

 
«На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен. Там положили Иисуса ради пятницы Иудейской, потому что гроб был близко».
(Иоан.19:41-42)
 


 

 

 
Кувуклия имеет два придела: придел Ангела, сидевшего на гробовом камне (часть этого камня вмонтирована в вазу из мрамора, стоящую посреди придела), и сама гробница Христова, куда ведет низкий вход.
 

 

 
Описание, составленное игуменом Даниилом, подробно указывает размеры Гроба Господня: «Гроб Господень высечен в каменной стене, наподобие небольшой пещерки, с малыми дверцами, как можно человеку влезть на коленях, склоняясь. Пещера квадратна, четыре локтя в длину и четыре в ширину. И как влезешь малыми дверцами в эту малую пещеру, то на правой стороне будет небольшая лавка, высеченная из того же пещерного камня. И на той лавке лежало Тело Иисуса Христа. Ныне эта лавка святая, покрыта мраморными плитами. В стороне проделаны три круглых оконца, и в эти оконца виден святой камень, и тут поклоняются все христиане.
 
Висят у гроба Господня пять больших лампад с маслом, и горят они непрестанно днем и ночью. Лавка же, где лежало Тело Христово, в длину четыре локтя, а в ширину два локтя, вышина ее пол-локтя. Перед пещерными дверями лежит камень, в трех шагах от пещерных дверей. На этом камне Ангел сидящий явился Женам и принес им благую весть о Воскресении Христа».
 
Вход в пещеру Гроба Господня
 

 
Лампады над входом в Кувуклию
 

 

 

Здесь совершаются ежесуточно три Литургии – православная, армянская и католическая, причем святое Ложе служит и жертвенником, и престолом.
 
Снаружи Кувуклия представляет собой прямоугольную часовню из розового мрамора, с 16-ю пилястрами. С запада к ней вплотную примыкает малый придел, принадлежащий коптам.
 
Коптский придел, примыкающий к Кувуклии
 

 
Структура храма Гроба Господня
 

 
План храма Гроба Господня в Иерусалиме
2 - Кувуклия
3 - гробницы Иосифа Аримафейского и Никодима
4 - часовня Адама
6 - (в верхнем уровне) - святая Голгофа
8 - церковь Воскресения
10 - полукруглый коридор в обход церкови Воскресения
11 - Камень Помазания
20 - темница Христа
21 - придел сотника Лонгина
22 - придел Разделения Риз
23 - придел Глумления (Поругания)
24 - церковь св. Елены
25 - старая цистерна, место обретения Креста Господня
26 - вход в храм
 
Центр храма Гроба Господня занимает церковь Воскресения, принадлежащая грекам.
 

 
Вокруг нее идет полукруглый коридор с малыми приделами в воспоминание разных моментов Страстей Христовых, в которых в древности сохранялись, как святыня, и орудия этих спасительных Страстей. Ближайшим к Голгофе, в углублении апсиды, расположен Придел Поругания, где открытый престол покоится на обломке колонны, на которой сидел Спаситель во дворе Претории, когда воины издевались над Ним, как над царем. Этот придел носит еще название Часовни Тернового венца; вероятно, в средние века здесь сохранялся и колючий венец, которым увенчали Господа бессердечные воины.
 
Придел Поругания
 

 

 
Далее в нескольких шагах с правой же стороны видим лестницу, ведущую в подземный храм св. царицы Елены (принадлежащей Армянам); купол его выходит на поверхность земли и сквозь окна в куполе освещается этот красивый храм. В правом углу его еще лестница в 13 ступеней приводит в небольшую пещеру; это и есть старая цистерна, в которую были сброшены кресты трех распятых и где они были не без труда отысканы св. царицей. Бронзовое изображение ее стоит над католическим престолом; рядом в глубине каменная плита с выложенным мозаикой православным крестом отмечает самое место обретения Животворящего Древа. Долгое время оно и сохранялось тут, и тут воздавалось ему поклонение; в воспоминание этого в день Воздвижения Креста здесь совершается торжественная православная служба с крестным ходом и чином Воздвижения.
 
Храм святой равноапостольной царицы Елены
 

 

 

 
Мозаика на полу храма св. Елены
 

 
Продолжаем путь по галерее: следующая часовня, опять в апсиде, посвящена Разделению риз Христовых и над престолом висит изображающая это событие икона. Здесь хранилась в древности часть ризы Господней.
Следующая такая же часовня создана в честь св. Лонгина, сотника, который уверовал в Сына Божия. Здесь между IV и VI веками паломники могли видеть копье, пронзившее ребро Господа, и губку, поднесенную к Его устам на Кресте. Теперь только икона на стене апсиды свидетельствует о событии - сотник у креста исповедует Распятого "Сыном Божиим", и другая внизу повествует о том, как, будучи обезглавлен за это исповедание, Святой помогает женщине найти его голову и исцелиться от слепоты.
 

 
Следуя той же галереей от придела св. Лонгина на юг, паломник видит в глубине направо две полутемные часовенки: ближайшая - часовня Уз, здесь лежит плита с двумя отверстиями для ног, куда сажали заключенных, осужденных на казнь; также был заключен и окован и Спаситель наш, о чем свидетельствует икона над плитой, изображающая Его с окованными ногами. Далее, в глубине под сводом, вторая часовня посвящена Божией Матери; на иконе мы видим Ее в скорбной молитве, окруженную плачущими мироносицами в страшный день распятия и смерти Господа. Здесь "во дни оны" была обширная еврейская гробница, переделанная потом в часовню. Возможно, что здесь укрывались святые Жены в скорбные дни те.
 

 
От этой часовни прямая сводчатая галерея приводит к довольно большой францисканской церкви во имя явления Воскресшего Спасителя Своей Матери. Постройка ее относится к IX веку, так же, как и часовня Уз и прилегающая галерея. Здесь у самого входа направо на небольшом алтаре хранится часть порфировой колонны, к которой был привязан Спаситель во дворе Пилата во время бичевания. Колонна за решеткой, позволяющей однако видеть ее и прикоснуться концом длинной тут же лежащей трости. Для поклонения и лобызания колонна открывается в Великую среду католической Страстной недели.
 
В этой же церкви почитается место воскрешения умершей женщины прикосновением Животворящего Креста Господня при его обретении.
Обойдя храм полукруглым коридором, паломник входит в ротонду Гроба Господня, в центре которой находится Кувуклия. Сзади к Кувуклии пристроен коптский алтарь, слева от него – место молитвенного поклонения христиан: именно сюда обращено изголовье находящегося внутри пещеры ложа, где лежало Пречистое Тело Господа.
 

 
О том, как загорается Благодатный Огонь во время Воскресения Христова, рассказывают сами патриархи. "Я видел, как митрополит склонился над низким входом, вошел в вертеп и повергся на колени пред Святым Гробом, на котором ничего не стояло и который был совершенно обнажен. Не прошло и минуты, как мрак озарился светом и митрополит вышел к нам с пылающим пучком свечей". Иеромонах Мелетий приводит слова архиепископа Мисаила: "Вшедше мне внутрь Святаго Гроба Господня, видевши,как на всей крышке Гробней блистает свет, подобно рассыпанному мелкому бисеру, в виде белого, голубого, алого и других цветов, который потом,совокупляясь, краснел и претворялся в вещество огня... И от сего-то огня уготованные кандила и свечи возжигаются.
 
Гонцы, еще когда Патриарх находится в Кувуклии, через специальные отверстия разносят Огонь по всему храму, огненный круг постепенно распространяется по храму.
 

 
У кувуклии круглый год можно освящать свечи от Благодатного огня, поэтому масса туристов подходит туда с заранее приобретенными целыми вязанками их,которые продают во всех лавочках по дороге к храму,связанными по 33 штуки. 33- в честь возраста распятого Христа . Хороши как просто для подарка, так и для того,чтобы зажечь их от Благодатного пасхального огня.
 
Мы тоже освятили связку восковых свечей,которые сестрёнка увезла в далёкий Саров для многочисленных родственников.
 

 
Позади Кувуклии из ротонды есть вход в небольшую церковь, где находятся гробницы Иосифа Аримафейского и Никодима.
 
Храм св. Гроба – сердце христианского квартала старого Иерусалима. За многие века он со всех сторон оброс постройками, главным образом, монастырями и малыми церквами. Так уже в IX веке к ротонде с южной стороны были пристроены три церковки: ближайшая к ротонде называется сейчас церковью Сорока Мучеников, здесь с XVI века была усыпальница греческих патриархов. Рядом с нею - храм св. Марии Магдалины, без крыши, только алтарная часть покрыта навесом. Из нее проход в соседнюю церковь, в память св. Иакова, брата Господня, первого епископа Иерусалимского, с чудотворной иконой Богоматери, писаной по преданию св. апостолом Лукою.
 

 
Над церковью 40 мучеников возвышается колокольня, построенная во времена крестоносцев. Воздвигнута она была в 5 этажей и венчалась куполом, но верх обрушился во время землетрясения в XVI веке и теперь она не выше 3-х этажей.
 

 
Напротив этих трех храмов, через малый дворик, на который эти храмы выходят одной сплошной толстой стеной, расположен греческий Авраамиев монастырь (XVII века), рядом с ним армянское подворье, а к нему примыкает абиссинская часовня во имя Арх. Михаила с монастырем позади нее.
 
С юга во дворик выходит православное Гефсиманское подворье, где хранится круглый год икона Успения Богоматери (плащаница), износимая торжественно в Успенские дни на Гробницу Ее. Рядом вплотную мечеть, которая собственно и есть мечеть Омара, на месте, куда этот первый мусульманский завоеватель Иерусалима отошел помолиться в то время, как осматривал с патриархом Софронием Храм св. Гроба. На вопрос патриарха, почему он не молился в Храме, а счел нужным значительно отойти от него, халиф ответил, что, раз помолившись в Храме св. Гроба, он этим навсегда присвоил бы его себе, и мусульмане не дозволили бы более христианам приблизиться к Храму. Об этом великодушии халифа долгое время гласила надпись на доске на стенах мечети.
 

 
Фасад Храма св. Гроба, высокий и величественный, замыкает с севера этот прямоугольный дворик, являющийся как бы папертью всех этих храмов, равно как и Храма Гроба Господня. Здесь же и единственный вход в этот древний храм, через большие ворота в левом углу; вторые подобные ворота рядом заложены еще в XIII веке.
 
Фасад Храма св. Гроба существует с XII века, со времен крестоносцев. И ворота и окна были украшены барельефами на евангельские темы, но частью разрушились, частью похищены. Слева от могучих деревянных дверей одна из трех колонн, подпирающих арку, расколота снизу доверху. По преданию, много веков назад, когда православным было отказано в проведении Пасхальной службы, при которой сходит Благодатный огонь, колонну рассекло небесное пламя. Оно сошло не в Кувуклию (Гроб Господень), где его безуспешно ожидали армяне, а в руки греческого Патриарха, который возжег пасхальную свечу на улице, от храмовой колонны.
 

 
Чуть левее находится башня, откуда спрыгнул турецкий воин Амир, под влиянием этого чуда уверовавший в Господа и не разбившийся, ибо камни размягчились, как воск. Его следы до сих пор видны на камне. За эту веру он был казнен мусульманами усекновением главы.
 
Следы турецкого воина Амира
 

 
Человек в галстуке - хранитель ключа от Храма
 

 
Ключи от Храма Гроба Господня с середины XIX века хранятся у двух мусульманских семейств, которые закрывают его с наступлением сумерек, и отпирают в 23 часа по просьбе одной из трех служащих в нем христианских конфессий.
 
Во все века находились паломники, которые оставляли надписи о своем посещении величайшей святыни христианского мира. Эта запись на колонне содержит дату - 1389 год.
 

 
Но гораздо чаще на стенах Храма можно увидеть безымянные кресты, вырезанные в камне - память о паломниках, преодолевших трудный и опасный путь и имевших счастье поклониться Гробу Господню.
 

 

 
При подготовке использовала фрагменты труда епископа Мефодия (Кульмана) "Святая Земля",статьи Анны Хрусталевой и несколько фото инета,т.к.вспышка не тянула так долго в полутёмном храме.Приношу огромную благодарность авторам трудов,т.к. сама очень многого не знала и из истории,и разобраться без опытного человека в Храме очень трудно,даже с хорошим гидом.Очень много паломников со всего мира и в июне в таком помещении весьма непросто и душно.Усталые,но счастливые мы подались к главной святыне евреев-Стене Плача,но это уже другая история Smile ...
модератор
  • Регистрация 29.10.2011
  • Индекс активности 8 083
  • Рейтинг автора 1 111
  • Блог 116
  • Рецепты 116
Вт, 18 июн 2013 16:07

  • Просмотров — 6065
  • Комментариев — 4
  • Оценок — 0
  • Нравится — 0

Комментарии

1
BIMBA
  • Регистрация 19 фев 2013
  • Индекс активности 768
  • Рейтинг автора 55
  • Город CS-город на Сапоге
  • Блог 5
  • Рецепты 32
Вт, 18 июн 2013 19:14
Потрясающе! Олечка, спасибо огромное за такую интересную экскурсию!
Вот прочитала и впала в экстаз, к-й меня всегда охватывал, когда на Пасху смотрела трансляцию из Храма Гроба Господня о снисхождении Благодатного огня. Здесь на нашу Пасху даже в новостях даже репортажик минут на 5 не показывают, не говоря уж о трансляции, тоска!
модератор
  • Регистрация 29 окт 2011
  • Индекс активности 8 083
  • Рейтинг автора 1 111
  • Город Хайфа
  • Блог 116
  • Рецепты 804
Вт, 18 июн 2013 22:25
Формула Любви,Танечка,спасибо!Пахнет ладаном сильно и гулко звучат шаги и голоса под высокими сводами храма.А с Благодатным огнем -это вообще чудо каждый раз.Говорят,ведь митрополита и правда ощутывают,проверяют и в пещеру он заходит раздетый,без всякого огня.Что там происходит,знает только митрополит и Господь Бог,но через какое-то время люди видят в отверстия отражение огня и наконец митрополит выходит с Благодатным огнем в руках.Таинство...
Кулинар
  • Регистрация 25 июн 2008
  • Индекс активности 14 468
  • Рейтинг автора 644
  • Блог 6
  • Рецепты 83
Чт, 20 июн 2013 02:20
Очень интересно!!!!
модератор
  • Регистрация 29 окт 2011
  • Индекс активности 8 083
  • Рейтинг автора 1 111
  • Город Хайфа
  • Блог 116
  • Рецепты 804
Сб, 22 июн 2013 18:36
Verunchik70,Верочка,спасибо большое! Smile
1

Разместить комментарий

Добавить новую запись

Поделиться