Шри-Ланка: Откуда взялся цейлонский чай
Шри-Ланка — страна горных рек, водопадов и живописных ландшафтов. Огромную часть острова занимают плантации чая. Словно заботливо причесанные рукой огромного сказочного великана, они раскинулись от равнин до высоких горных склонов.
Небольшой городок Нувара Элия на берегу озера Грегори лежит на высоте 1900 метров над уровнем моря. В колониальную эпоху его построили англичане. Здесь, на вершинах шриланкийских гор гораздо холоднее, чем внизу, на равнинах у побережья.
Прохлада, туманы, дожди. Здесь все напоминает старую, добрую Англию. Трудно поверить, что этот город находится всего в 180 километрах от жаркого и душного Коломбо. Нувара Элия или «Город света», основанный англичанами, должен был стать маленькой Англией на Цейлоне.
В старых домах не встретишь современных кондиционеров. Зато тут не обойтись без каминов, предусмотрительно сооруженных строителями. На изумрудных, очень «английских» лужайках благоухают цветы. В огородах выращивают «овощи холодного климата» — морковь, свеклу и картофель, которым внизу у моря слишком жарко.
Британские плантаторы приезжали сюда как на курорт, — отдохнуть от изнуряющего зноя на побережье. Что может быть лучше, чем в прохладный дождливый день спокойно посидеть с чашечкой доброго цейлонского чая?
Самое удивительное, что до появления англичан чая на Шри-Ланке… не было. Именно они завезли сюда эту культуру, для которой, как оказалось, тут природа создала все условия.
В 1371 году этот ботанический сад основал сингальский король Викрамабаху Третий. Когда на остров Цейлон пришли англичане, его директором стал Александр Мун. Три года спустя он посадил в Королевском ботаническом саду Пирадения несколько чайных кустов, привезенных англичанами из Китая.
При британцах этот ботанический сад в городе Канди стал еще краше. Его территория в буквальном смысле слова разрослась, появилось множество новых растений со всех концов обширной Британской империи: целые сады цветов и специй, пальмовая аллея, коллекция фикусов, дом кактусов и орхидей.
Огромная территория и уединенные скамейки в тени с видом на ухоженные газоны — любимое место встреч влюбленных парочек в Канди.
По традиции именитых гостей острова приглашали посадить на мемориальной аллее ботанического сада росток редкого дерева. В наши дни многие из них уже выросли. Вот, например, один из символов Шри-Ланки — прочное и тонущее в воде железное дерево, посаженное в 1891 году цесаревичем Николаем Александровичем, будущим императором России Николаем Вторым. А вот малазийская желтая сарага, посаженная первым космонавтом планеты Юрием Гагариным 9 декабря 1961-го. Стараниями российского посольства недавно возле них появились новые памятные таблички.
На Цейлоне всегда считалось, что сбор чая — это исключительно женская работа. Правда, требует она недюжинной силы пальцев и по-настоящему женской выносливости.
Чай играет огромную роль в экономике Шри-Ланки. Его выращивают как на равнинах, так и в горах на высоте до двух тысяч метров. И, как и прежде, настоящий цейлонский чай собирают только вручную.
На плантации работницы выходят ранним утром и поздним вечером, когда не слишком жарко. Мешок для листьев крепят на голове, и, срывая их с кустов, ловко забрасывают за спину. Собирать нужно только молодые листья свежего зеленого цвета, оставляя старые и крупные на кусте. На руках сок чайных листьев оставляет темные следы, избавиться от которых после нескольких лет работы уже невозможно.
«Чайные плантации Цейлона — вечный монумент мужеству и храбрости плантаторов!», — писал литературный отец бессмертного Шерлока Холмса сэр Артур Конан Дойл. Глядя на труд сборщиц чая, можно добавить, что каждая чашка бодрящего цейлонского напитка — маленький памятник ежедневной и нелёгкой работе тысяч простых шриланкиек.
Город Канди — чайная столица всех чайных регионов Шри-Ланки. Оказавшись здесь, нужно обязательно посетить Музей чая. Находится он в здании бывшей чаеперерабатывающей фабрики, деревянные стены и перекрытия которой пропитаны ароматом чайных листьев.
Этого человека можно по праву назвать родоначальником чайной индустрии на Цейлоне. В 1867 году Джеймс Тейлор организовал первую на Цейлоне чайную плантацию на ферме Луликондера неподалеку от Канди. А шесть лет спустя гордо отправил в Лондон первую партию цейлонского чая весом в десять килограммов.
Старые фотографии, личные вещи знаменитого британца. Тут сохранилась даже металлическая чаша, в которой в 1870-м на ферме Джеймса Тейлора обрабатывали один из первых урожаев.
На первом этаже музея — машины для резки и обработки чая. Эта старинная техника всё еще исправна и в любой момент готова к использованию.
Трудно поверить, что когда-то мощность главного машинного двигателя, вращавшего все станки фабрики, составляла чуть больше шестидесяти лошадиных сил — это меньше мощности современной малолитражки.
Резка, ферментация, сушка, скручивание и упаковка. Этапы и технология производства чая за последние сто с лишним лет на острове почти не изменились. Чайная фабрика «Герагама» в окрестностях Канди открылась в 1903 году. Здесь трудятся две тысячи человек, и, как и на всем «шриланкийском среднегорье», тут производят черный чай.
Чтобы сделать хороший чай, его недостаточно просто вырастить. На фабрике чайный лист проходит через множество операций. И, в конечном итоге, чем мельче его порежут, тем крепче будет заварка.
В будущем чае важны три составляющие: цвет, вкус и аромат. Чтобы получить качественный чай, листья должны быть переработаны в течение суток после их сбора.
Сперва только что собранные листья сушат горячим воздухом восемнадцать часов. Избавленные от лишней влаги они поступят на производственную линию, где их переработают. Из четырех килограммов зеленых листьев в среднем выходит не более килограмма чая, а всего на фабрике выпускают по три тонны чая в день!
Здесь шумно, душно и влажно. Измельчение, ферментация, сортировка, сушка в печи и еще одна сортировка. В некоторых цехах тут жарко как в преисподней. Ведь чай нужно «жарить» при высокой температуре и низкой влажности. А хороший чай требует еще и огромного количества вложенного в него ручного труда.
На фабриках и оптовых базах чай с разных плантаций перемешивают. Поэтому партии чая для массового потребителя нет смысла различать по регионам: выращен он в прохладных горах или жарких прибрежных равнинах. Самое главное, что это — высококачественный цейлонский чай.
Зато вся продукция четко различается по размерам чаинок. Самая мелкая фракция, — ее здесь совершенно официально называют «dust», то есть «пыль» — отправится в чайные пакетики всемирно известных производителей. Слова «пыль» пугаться не стоит, ведь именно такой чай превосходно заваривается и как нельзя лучше походит для современных «чайных церемоний» на бегу.
Готовую продукцию с фабрики отправляют на чайный аукцион в столицу острова Коломбо. В странах-покупателях чай ждут еще немало стадий подготовки к продаже, среди которых купажирование и упаковка в красивые коробочки. Только после этого чай попадает на полки магазинов, а затем в наши чашки.
Любопытно, что на самой Шри-Ланке заваривать чай в классическом европейском стиле не принято.
В небольших киосках стакан сладкой светло-коричневой жидкости стоит совсем недорого. Для мужчин такие «распивочные» становятся своеобразными «клубами» — местами, где можно встретится, пообщаться, посудачить о том о сем.
Трудно назвать такой регион мира, где бы совсем не пили чай! И везде существует множество способов его заваривания. Слабый и очень крепкий, с многочисленными добавками и в «чистом виде». Да и пьют люди чай по-разному: от традиционной кружки в офисе и баночки или пакета «айс-ти» до изысканных чайных церемоний Востока…
Главное, что все мы ждем от чая одного — бодрости, заряда энергии и хорошего настроения. И все это гарантирует легендарный цейлонский чай.
В 1965 году Шри-Ланка, — тогда еще Цейлон, — впервые стала крупнейшим экспортером чая в мире и по сей день входит в число его ведущих производителей. А в 1980-м Шри-Ланка стала официальным поставщиком цейлонского чая для Олимпийских игр в Москве. И всё это благодаря тому, что в 19 веке директор ботанического сада Пирадения в городе Канди — в качестве эксперимента и из простого человеческого любопытства — высадил на цейлонской земле несколько чайных кустиков.
Чулов Дмитрий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ: