Поминальный стол

Хозяйка Медной горы
  • Регистрация 18.10.2004
  • Индекс активности 90 861
  • Рейтинг автора 3 962
  • Город Москва
  • Блог 4
  • Рецепты 1186

Рейтинг темы
Пт, 9 июн 2006 19:21
Наша жизнь, к сожалению, состоит не только из праздников, но и из печальных событий.
Начну данный топик с информации, взятой из книги Высоцкой "Обрядовая кулинария".
 
ПОХОРОНЫ ХРИСТИАНИНА
 
Во всех религиях существует сложная похоронная обрядность. Многочисленные правила и предписания предусматривают все до мельчайших подробностей: и как готовиться к смерти, ж как выносить умершего из дому, и как класть в могилу, какие читать молитвы во время похорон и после, «за упокой души».
Здесь речь пойдет о христианских похоронных обрядах, точнее - об обрядах православных.
Когда человек совершенно безнадежен и приближается момент разрешения жизненной драмы, священник читает "отходную" молитву.
Умерший во Христе - на языке церкви - усопший.
Тотчас по смерти тело усопшего омывается в знамение духовной чистоты и непорочности жизни его и из желания, чтобы он в чистоте предстал перед лицом Божие по воскресении. Основанием этого благочестивого обряда служит пример  Божественного  Искупителя, пречистое тело которого, по свидетельству Иоанна Златоуста, по снятии с креста было омыто, а также пример христиан времен апостольских, имевших обыкновение омывать тела своих усопших.
После омовения тела христианина его одевают в новые одежды. Этим указывается на новое одеяние нашего нетления и бессмертия.
Белый покров, налагаемый на усопшего, заменил собой белые одежды, в которые имели обыкновение облекать умерших в древней христианской церкви. Обычай этот восходит к временам самого Иисуса Христа, "которого тело было обвито чистым полотном». Тела святых мучеников были облекаемы также в льняные одежды. Белый покров указывает и на те белые одежды, в которые облекают христианина по крещении, и поэтому знаменует, что умерший сохранил до конца жизни обет, данный им при крещении.
Когда наступает время положить усопшего в гроб, священник кропит его тело святою водою.
На чело умершего налагается венчик. Умерший христианин украшается им как борец, с честью оставивший поле подвига, как воин, одержавший победу. На венчике - изображение Господа Иисуса Христа, Пречистой Богоматери и Святого Иоанна Предтечи. Этим показывается, что окончивший свое земное течение надеется за свои подвиги получить венец по милосердию Триединого Бога и ходатайству Божией Матери и Предтечи.
Тело умершего покрывают священным покровом в знак того, что умерший как верующий и освященный таинствами находится под покровом Христовым.
Над умершим мирянином читается псалтырь. Чтение псалтыри по умершему назначают преимущественно для молитвы за него и для утешения близких.

Внимание! Все рецепты выставляем через КАТАЛОГ РЕЦЕПТОВ
 
Если ты не можешь изменить ситуацию, измени свое отношение к ней.

Ответы

1
Хозяйка Медной горы
  • Регистрация 18 окт 2004
  • Индекс активности 90 861
  • Рейтинг автора 3 962
  • Город Москва
  • Блог 4
  • Рецепты 1186
Пт, 9 июн 2006 19:35
Панихида
 
По учению церкви, чтобы облегчить душе переход в другую жизнь, над гробом православного христианина тотчас по смерти начинают молит вы об успокоении души его.  Обычай панихид («панихида» — в переводе с греческого означает «всенощная»), или всенощных бдений, восходит к самым первым временам христианства.
Панихида начинается псалмом:
"...Господь, упокой душу скончавшегося раба твоего... в месте света, блаженства, мира, где нет никаких мук, скорбей и душевных страданий. Как благий и человеколюбивый Бог, прости ему всякое согрешение, совершенное им или словом, или делом, или мыслью, потому что нет челове ка, который провел бы земную жизнь без греха".
Недолго мертвое тело православного остается в том месте, где он преставился, но скоро выносится в храм для отпевания.
Перед выносом тела из дома совершается над ним лития, сопровождаемая каждением вокруг него. Это каждение означает, что душа умершего христианина возносится к небу, к престолу Всевышнего.
Христианская погребальная процессия, несмотря на свой печальный характер, отличается священной торжественностью.
В воздухе раздается архангельская песнь в честь Святой Троицы: "Святый Боже...» И все, окружающие гроб и провожающие покойника, имеют в руках зажженные свечи.
В России были местности, где от глубокой старины сохранилось обыкновение при выносе вел кого умершего медленно ударять в колокола.
Этот погребальный звон напоминал живым, погрязшим в суете земной, страшную трубу Архангела, зовущую на суд. Прислушиваясь к нему, невольно молились за почившего, хотя бы он был совсем для них чужим.
Погребальная процессия древних христиан, при торжественности своей, представляла и трогательное зрелище любви, дружбы и признательности живых к умершему.
Тело усопшего несли в храм, а не перевозили. Иногда сами первосвященники оказывали уважение к благочестивым умершим, подставляя свои плечи под гробовые носилки. Впоследствии, впрочем, в больших городах был учрежден особенный класс людей для выноса тела умерших христиан.
По принесении в церковь гроб с умершим ставился посреди храма с лицом открытым, головой — к востоку, а около гроба зажигали светильники.
Хозяйка Медной горы
  • Регистрация 18 окт 2004
  • Индекс активности 90 861
  • Рейтинг автора 3 962
  • Город Москва
  • Блог 4
  • Рецепты 1186
Пт, 9 июн 2006 19:52
Отпевание
 
После божественной литургии начинается ... последнее молитвословие об умершем христианине — совершается обряд отпевания.
"... К какой жизненной радости не примешивается скорбь? Какая слава держится непоколебимо? Одно мгновение — и все уничтожается смертью! Но Христе человеколюбивый, упокой того ты воззвал от нас..."
"... Все человеческое — суета, что нейдет дальше смерти; богатство, слава — только до могилы..."
"... О, поистине все — суета и пустота. И исчезнем, все мы умрем: цари и холопы, судьи и притеснители, богатые и нищие. Будем молиться, чтобы Господь успокоил всех".
По христианскому обряду умерших погребают, то есть закапывают в землю. Исключения - захоронение в фамильных склепах или содержание великих соотечественников в пантеонах. Однако все это объединяется идеей предания тела умершего земле до второго пришествия Христа, то есть до воскрешения всех умерших. "Хоронить" — и означает сохранять тело умершего.
Над  младенцами (до семилетнего возраста), умершими крещеными, совершается особое отпевание—  как  над непорочными,  безгрешными. Оно короче, чем при отпевании взрослых, поются другие молитвы.
"... Не о младенце будем плакать — будем лучше рыдать о самих себе, мы, постоянно грешащие..."
"... Владыка! Ты лишил младенца земных наслаждений; удостой же его, как правосудный, небесных благ..."
Хозяйка Медной горы
  • Регистрация 18 окт 2004
  • Индекс активности 90 861
  • Рейтинг автора 3 962
  • Город Москва
  • Блог 4
  • Рецепты 1186
Пт, 9 июн 2006 19:58
Погребение
 
По окончании отпевания, взявши мощи, отходят к могиле. Поются: «Святый Боже», «Пресвятая Троица», «Отче наш»... В могиле усопшего обыкновенно полагают головою к востоку — с той же мыслью, с какой и живые молятся на восток: в ожидании наступления утра вечности, или второго пришествия Христа, и в знак того, что умерший идет от запада жизни к востоку вечности.
При опущении тела в могилу совершается лития за усопшего. По окончании ее архиерей или иерей, взяв землю лопатою, крестообразно машет вверху мощей.
Кроме земли, метаемой на гроб, священник наливает вверху мощей елей от кадила или сыплет пепел от кадильницы.
Крест — символ спасения — возвышается над могилою всякого христианина, умершего с верой и покаянием.
Издавна повелось ставить намогильные камни и плиты, а вокруг могилы — высокие ограды (очереты).
В первые три века христианства для погребения умерших не было каких-либо определенных мест. В IV веке некоторых христиан начали погребать при храмах и в самих храмах. Впрочем, эта честь была предоставлена не всем, а только государям, епископам, клиру, а также мирянам "примерной христианской жизни". Прочих погребали в открытом поле, вне города.
В настоящее время главными местами погребения умерших служат отдельно устраиваемые кладбища...
Хозяйка Медной горы
  • Регистрация 18 окт 2004
  • Индекс активности 90 861
  • Рейтинг автора 3 962
  • Город Москва
  • Блог 4
  • Рецепты 1186
Пт, 9 июн 2006 20:35
Поминовение
 
Смерть полагает между живыми и умершими великую пропасть. Но вера и любовь — вот те духовные узы, которые соединяют живых с умершими. Вера соединяет настоящее с будущим, видимое с невидимым. Любовь — бессмертна. А проявлением любви является живое сочувствие, принятие к сердцу состояния ближнего.
Умершие всегда пребывают с живыми своим духом, а живые верою всегда могут видеть своих усопших и слушать их голоса. Чем сильнее любовь к умершему, тем сильнее молитва живых о нем, тем ближе и умерший к ним. Вера спасает и живых, и мертвых.
Поминовение усопших как предание апостольское существует в христианской церкви с самого ее начала.
 
В русском народе принято всех покойников, своих и чужих, называть родителями. Такое название покойников вызывает благоговение к их памяти. Отсюда и дни, точнее субботы, в которые совершается всецерковное поминовение умерших, получили название родительских суббот. В субботы же, а не в другие дни, полагается моление об умерших.
Вселенских родительских суббот пять: мясопустная, Троицкая и субботы второй, третьей и четвертой недели Великого поста.
Родительских дней три: вторник Фоминой недели, 29 августа и Дмитриевская суббота.
Во вторник Фоминой недели (а во многих местах и в понедельник) обыкновенно поминают усопших. Этот вторник называется радоницею, или радоницами, потому что в этот день приветствуют умерших радостной вестью о воскресении Господа. Люди приносят на могилы окрашенные яйца, иные оставляют их на могилах.
29 августа совершается поминовение православных воинов, за веру и отечество на поле брани убиенных.
Дмитриевская суббота, бывшая первоначально днем поминовения православных воинов, установлена великим князем Дмитрием Донским после победы на Куликовом поле. Впоследствии в этот день стали поминать всех усопших.
 
К частному поминовению умерших относятся третины, девятины, сорочины и годовщины.
Третины — поминовение усопших в третий день после смерти — совершаются, во-первых, потому, что скончавшийся крещен был во имя Отца и Сына и Святого Духа, Бога единого в Троице. И так как он в течение жизни молился об отпущении грехов единому в Троице Богу, то и по преставлении его святая церковь творит о нем поминовение в третий день. Во-вторых, потому, что усопший сохранил три богословские добродетели, служащие основанием спасения, а именно: веру, надежду и любовь. В-третьих, потому, что существо его имело тройственный состав: дух, душу и тело, которые согрешают вместе.
Кроме такого, богословского, значения, поминовение усопших в третий день имеет еще значение таинственное, касающееся загробного состояния души. Когда святой Макарий Александрийский просил ангела, сопровождавшего его в пустыне, объяснить значение церковного поминовения в третий день, то ангел отвечал: «Когда в третий день бывает в церкви приношение, тогда душа умершего получает от стерегущего ангела облегчение в скорби, которую чувствует от разлучения с телом. Получает потому, что славословие и приношение в церкви Божией за нее совершенно, от чего в ней рождается благая надежда, ибо в продолжение двух дней позволяет душе, вместе с находящимися при ней ангелами, ходить по земле, где хочет. Поэтому душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в ротором положено тело, и таким образом проводит два дня, как птица, ища себе гнезда. В третий день она возносится на небеса для поклонения Богу».
В девятый день церковь молит Господа, чтобы душа усопшего удостоилась быть причтенной к лику святых молитвами. Святой Макарий Александрийский, по откровению ангельскому, говорил, что после поклонения Богу в третий день повелевается показать душе различные приятные обители Святых и красоту рая. Все это рассматривает душа шесть дней. Созерцая все это, она изменяется и забывает скорбь, которую чувствовала, находясь в теле. По рассмотрении же в течение шести дней всех радостей праведных, она опять возносится ангелами на поклонение Богу.
Сороковой день. Основываясь на предании апостолов, узаконивших в Церкви Христовой древнейший обычай иудеев — оплакивать умерших сорок дней, святая церковь постановила правилом: творить поминовение по усопшим в продолжение сорока дней (сорокоуст), и особенно в сороковой день (сорочины).
Святой Макарий Александрийский, рассуждая о состоянии души человеческой по смерти тела, продолжает: « После второго поклонения Владыка всех повелевает отвести душу в ад и показать ей находящиеся там места мучений, разные отделения ада и разнообразные нечестивых мучения, в которых души грешников непрестанно рыдают и скрежещут зубами. По этим разным местам душа носится тридцать дней, трепеща, чтобы и самой ей не быть заключенной в оных. В сороковой день она опять возносится на попечение Господу Богу, и теперь уже судия определяет приличное ей по делам место заключения».
Похоронный обряд сохранил немало традиций глубокой древности. Древний славянский обычай посмертной тризны трансформировался в поминки, то есть совместное принятие пищи после похорон покойника.
На первые поминки приглашалась вся родня и участники похорон, на последующие — близкие родственники. В проведении поминок наблюдались и языческие элементы (голошение), и христианские (чтение молитв, зажигание свечей). В зависимости от местных традиций существовали и разные ритуальные блюда: клецки, боб, хлеб, который нужно было разрывать руками и др. Употреблялась на поминки и водка. Отдельную рюмку, как и тарелку с едой, ставили для покойного, чтобы душа его, угостившись, покровительствовала тем, кто остался после него в избе, в хозяйстве. Кроме траурного стола, поминки проводились и на кладбище. На следующий день после похорон близкие шли "будить покойного" на его могилу, где подправляли насыпь, поминали, голосили. Местами сохранились такие обычаи как прикладины. В этот день приводили в порядок могилу, обкладывали ее дерном, ставили крест. То же делали и в другие поры года — на радоницу и накануне Троицы. Традиционный обряд поминок сохранился и в наше время.
Наши предки строго придерживались традиций и за поминальным столом. На поминки варили сладкую, ячневую кашу — коливо, которую должен был попробовать каждый, а также ритуальное поминальное блюдо — канун.
Коливо традиционно варили из постной крупы (ячной или пшеничной), охлаждали и заливали медовой сытой. В некоторых селах коливо несли и до церкви вместе с покойником, чтобы раздать старцам и нищим.
Уже в начале XX века коливо стали варить из риса, а в богатых районах — из печеного белого хлеба, булки или бублика. Хлеб для этого крошили в миску и поливали медовой сытой, реже — водой с сахаром.
В некоторых районах Украины существовал обычай похорон неженатых парней и девушек. На похороны пекли каравай и шишки, украшали их по-свадебному, клали на крышку гроба и так несли на погост. Перед закрытием гроба ломтиками каравая угощали всех, кто пришел попрощаться с умершим.
Поминки и обряд «похоронного каравая» свидетельствуют о сохранении пережитков дохристианских представлений о душе покойного. Те обряды, что имели своей целью чествование умерших родственников, сохраняли много элементов бытовой магии и были тесно связаны с культом предков.
Канун — традиционное обрядовое блюдо, которым начинались поминки. Называлось также канон. Канун готовили следующим образом: в разбавленную медом воду (сыту) крошили специально испеченный пресный корж, горячики, булку или бублики (по народным верованиям, мед употребляли, чтобы умершему «было сладко на том свете»). В некоторых районах в канун добавляли тертый мак. Первую ложку отливали на стол для покойного. Затем участники траурного стола черпали одну или три ложки кануна из одной миски, передавая ее по очереди друг другу, после чего миску убирали, гасили поминальную свечу и продолжали поминки.
На поминальном столе обязательно были борщ с мясом, сытая каша, колбаса, блины.
Поминальная выпечка всегда была пресной (мертвый хлеб) — корж, горячики, галушки. Корж и горячики крошили в канун, «по крошке» раздавали всем присутствующим за траурным столом.
Хозяйка Медной горы
  • Регистрация 18 окт 2004
  • Индекс активности 90 861
  • Рейтинг автора 3 962
  • Город Москва
  • Блог 4
  • Рецепты 1186
Пт, 9 июн 2006 20:37
Надеюсь, сюда будем очень редко заглядывать...  unsure
Восточная хозяюшка
  • Регистрация 10 мар 2006
  • Индекс активности 3 403
  • Рейтинг автора 53
  • Город Баку
  • Рецепты 29
Пт, 9 июн 2006 23:06
Я тоже надеюсь. 15 июня 40 дней,  как скончался мой отец. Sad
Наблюдательница
  • Регистрация 13 июн 2006
  • Индекс активности 424
  • Рейтинг автора 0
  • Город Дальний Восток
  • Блог 3
Сб, 17 июн 2006 13:10
У меня дедушка умер в Рамадан (хотя мы не мусульмане), а на Пасху как раз полгода было. Не знаю, значит ли это что-то, но вот такие, можно сказать, мистические, совпадения.
Кулинар
  • Регистрация 26 мар 2008
  • Индекс активности 622
  • Рейтинг автора 33
  • Город ХМАО
  • Рецепты 4
Вс, 31 авг 2008 10:15
Emerald, я узнала много нового.Было много вопросов у меня,спроситиь не у кого и не удобно как-то на эту тему.Теперь много для себя прояснила.Спасибо.
Кулинар
  • Регистрация 26 сен 2008
  • Индекс активности 1 042
  • Рейтинг автора 12
  • Блог 1
  • Рецепты 11
Пн, 29 сен 2008 22:11
"На поминальном столе обязательно были борщ с мясом, сытая каша, колбаса, блины. " Это конечно хорошо, но не во время поста, я думаю.
Королевишна
  • Регистрация 9 дек 2007
  • Индекс активности 8 647
  • Рейтинг автора 265
  • Город москва
  • Блог 38
  • Рецепты 62
Вт, 21 окт 2008 10:41
НА, наверное,да,думаю,можно заменить мясо-рыбой жаренной,борщ,если не пожалеть заправки,и постный очень хорош,блины придётся сделать дрожжевыми,они и на воде очень вкусные,с мёдом можно подать.
Не про пост.Моя тётушка часто приглашалась поварихой на похороны. Блюда немного разнятся-у нас,на Алтае,подают .кроме прочего, пшённую кашу.Тётя Лена просто гениально готовила её.В тот момент,когда появлялись дырочки на поверхности каши,она ложила щедрый кусок сливочного масла и разбивала в кашу нескромное количество яиц,быстро всё перемешивала и томила в духовке.За уши не оттащишь.Конечно,эта каша и в будни бывала на столе.
Кста,ни разу не видела информации про поминки в пост.Надо узнать.
Кулинар
  • Регистрация 26 сен 2008
  • Индекс активности 1 042
  • Рейтинг автора 12
  • Блог 1
  • Рецепты 11
Вт, 21 окт 2008 11:53
Маруся Андрюшина, это потому что постящихся у нас не много. У меня не богатый опыт с поминальными столами, но приходилось несколько раз с сестрой готовить и на похороны и на 40 дней. Не в пост, поэтому об этом не думали. А вот в пост слышала тихое ворчание от старушек, что негоже в пост подавать такие блюда. Думаю, нужно учесть это и подумать о постящихся. Да и блюд постных множество можно приготовить.
 
На Украине про кащу на поминальном столе не слышала. Обязательно подают кутью. Пирожки пекут обязательно. Остальные бдюда варьируются в зависимости от местных обычаев. Обязательно борщ и второе. Как правило подают порционно, на столе может пару салатов. В конце стола компот и пирожок. На выходе всем раздают сладости: печенье и конфеты. Это люди уносят домой, чтобы их близкие, которые не смогли прийти, тоже помянули. За поминальным столом не засиживаются. Часто садятся в несколько заходов. Самое трудное угадать сколько готовить, ведь дверь в этот день открыта и любой может зайти для поминок. Никогда не знаешь, сколько людей будет. Ставят спиртное. Я с этим не согласна. Но что поделаешь. Обычно пьют без злоупотребления. Нужно подумать о том, где люди помоют руки перед столом. Ведь они возвращаются с кладбища, а там обычно бросают несколько горсток земли в могилу. Так вот и помыть где, и вытереть чем. Люди идут сплошным потоком. И к этому нужно приготовиться заранее.
 
А вот идея про кашу интересная. Я пшенку не ела лет до 16-ти вообще. Пока в студенческие годы не ушла на квартиру с подругой из общежития. Хозяйка поставила условие: она нам будет готовить еду. Это входило в оплату, кто откажется? Она потеряла мужа и ей нужно было выйти из депрессии, заботиться о ком-то. Вот она и готовила вкусные пшенки. Но никогда с яйцами. Думаю нужно попробовать. Хорошая идея.
Королевишна
  • Регистрация 9 дек 2007
  • Индекс активности 8 647
  • Рейтинг автора 265
  • Город москва
  • Блог 38
  • Рецепты 62
Пт, 7 ноя 2008 15:33
НА, узнала про поминки в пост.Конечно,учитывать необходимо.Но сейчас много книг по кулинарии,есть и православные кулинарии, при необходимости можно к ним обратиться.
мечта
  • Регистрация 24 июн 2008
  • Индекс активности 9 034
  • Рейтинг автора 16
  • Рецепты 1
Ср, 11 мар 2009 23:12
незнаю... вот натолкнулась на эту тему сегодня.. получаеться что даже в горе люди не могут побыть одни:

Часто садятся в несколько заходов. Самое трудное угадать сколько готовить, ведь дверь в этот день открыта и любой может зайти для поминок. Никогда не знаешь, сколько людей будет. Ставят спиртное. Я с этим не согласна. Но что поделаешь. Обычно пьют без злоупотребления. Нужно подумать о том, где люди помоют руки перед столом. Ведь они возвращаются с кладбища, а там обычно бросают несколько горсток земли в могилу. Так вот и помыть где, и вытереть чем. Люди идут сплошным потоком. И к этому нужно приготовиться заранее.

получаеться - тебе выть охото, а ты должен пахать и пахать....
Кулинар
  • Регистрация 3 окт 2008
  • Индекс активности 338
  • Рейтинг автора 7
  • Город Москва
  • Рецепты 10
Чт, 12 мар 2009 11:52
Gasja, получается - горе у тебя, а им надо проститься, так сказать отдать должное. Знаешь, когда "пашешь", то хоть чем-то занят, мысли, хоть на какое-то время, отступают...
Королевишна
  • Регистрация 9 дек 2007
  • Индекс активности 8 647
  • Рейтинг автора 265
  • Город москва
  • Блог 38
  • Рецепты 62
Сб, 11 апр 2009 19:26
Традиции-они всегда-мудрые.И неча выть,когда дела покойного не завершены,смерти нет,есть переход и церковь это не скрывает,если дела закончены-переход лёгкий и наоборот! а ведь человек жил свою жизнь,для себя,что не говори,а не для того,кому выть хочется,жил он не как в коробке запечатанной  -жил-дружил-любил-общался и связей и привязанностей много у него за жизнь накопилось.Все они должны быть завершёнными.И последнюю точку в жизни человека ставят его близкие-не для себя,а для более лёгкого перехода человека в иной мир.Незавершённые дела и привязанности удерживают душу человека-вот и являются они порой с просьбами после смерти,не могут покинуть этот мир.Поминки же-прощание с человеком, освобождение его от земных привязанностей,конечно,могут быть для большого количества людей -так тут помощников будет тоже-много,хозяева же,в основном,принимают людей,а если немного людей будет- тут уж и родня управится...
я вот-может и молодая-по этому поводу задумывалась-и уж свово мужа предупредила!-пока поминки себе не сготовлю-не помру!-а то ж беспокоиться буду-как да чё!!! :girl_sigh:
По поводу выть-как только подумаешь,кого жалеешь-сразу фраза появляется-как я без тебя...значит,из каких чувств воют?Раньше-напоказ,как хорошо жили-профессионалов нанимали.
Теперь моё самое личное-последние слова моей мамы были-"...не плачь"-плохо им от этого,тяжко,и я не плакала почти,хоть и 19 мне было-хватило ума подумать-о ком я плачу-мама сильно болела последние годы и было это для неё освобождение,хоть и 54 года ей всего было.Правильно старики говорят:
Не тот смерти гож,кто стар,а тот,кто спел"- есть ведь и среди молодых"спелые"-такая судьба...
если кому пригодятся мои слова и облегчат хоть немного его боль-очень я этого хочу,поэтому опыт и знания пишу здесь...
Отредактировано 11 апр 2009 19:42, Маруся Андрюшина
Королевишна
  • Регистрация 9 дек 2007
  • Индекс активности 8 647
  • Рейтинг автора 265
  • Город москва
  • Блог 38
  • Рецепты 62
Сб, 11 апр 2009 19:31
И по поводу-руки помыть-кто с кладбища с немытыми руками уезжает,не знаю,это не принято!Руки там сразу моют,вода,если нету там водопровода-с собой берётся,обязательным порядком.На кладбище по некоторым обычаям,коливо подают.Ну а дома-само собой,всё наладить и предусмотреть нужно.
Хозяйка Медной горы
  • Регистрация 18 окт 2004
  • Индекс активности 90 861
  • Рейтинг автора 3 962
  • Город Москва
  • Блог 4
  • Рецепты 1186
Пн, 6 янв 2014 01:25
Кутья поминальная (XVI век)
 
Пользователь
  • Регистрация 19 июн 2015
  • Индекс активности 1
  • Рейтинг автора 0
Пт, 19 июн 2015 05:45
В наших краях на поминки обязательно варят кутью - колево, из риса, с изюмом и медом, лапшу, кашу (пшенную, рисовую), пекут блины. В завершении - чай с молоком, какао или компот. Спиртное ставят, но не все. Мы хоронили маму без спиртного, по просьбе отпевавшего ее батюшки. И все поминки - тоже. Напекли сдобы, купили сладостей и раздавали пришедшим ее помянуть.
1

Разместить комментарий

Лучшие авторы недели