Шавуот 2014

В этом году Шавуот начинается 3 июня вечером...
 

 

 
Что такое Шавуот?
Кто сим праздником живет?
Это праздник иудеев,
Тору принесли евреям.
Синагоги зеленеют,
И всю ночь Талмуд читают,
А еду молочную лишь
В день предпочитают.
Пусть на всех нас снизойдет
Небо озаренье.
А неверие уйдет,
Сменится весельем.
Пусть живут красиво люди,
В доме каждом счастье будет!

 
На пятидесятый день после праздника Песах евреи празднуют Шавуот — праздник дарования Торы, и в этот день принято есть только молочное. Ах, какие творожные торты продают в кондитерских!Только некоторые из них я оставила "на десерт" -выложу в конце рассказа о празднике.
Какие скидки на сыры и творог любой жирности! Израильтяне съедают в среднем по 12 кг в год только мягких сыров, 3,3 кг — твердых желтых, типа голландского и швейцарского, выпивают около 40 литров молока, а данных по мороженому вроде не было... Но едят без передышки... Smile
 
Каждый праздник (кроме некоторых гражданских) в Израиле имеет специфический вкус: Рош-а-Шана (еврейский новый год) – яблоки с медом,
 

 
Песах (Пасха) – фаршированная рыба и маца,
 

 
День независимости – мясо на углях,
 

 
и Шавуот,конечно, не исключение – это сыры и творог,молочные блюда.
 

 
Праздник Шавуот,это день, когда еврейскому народу даровали Тору, нравственный закон. В Израиле этот день считается выходным, отмечается ежегодно в шестой день месяца сиван. Как гласит предание, именно в этот день на горе Синай Моисеем были получены скрижали, 10 заповедей, которые и есть основа человеческой морали.
 
Некоторые называют Шавуот «заброшенным пасынком» еврейских праздников. У других праздников есть какие-то традиции и символы, по которым их все узнают: для Песаха это горькие травы, для Судного дня - пост, для Хануки - савивон(волчок).
 

 
А символы праздника Шавуот - молочные продукты, Книга Руфь, свиток Торы - известны гораздо меньше. Шавуот как сельскохозяйственный праздник и как день дарования Торы не так привлекателен. Немногие евреи ведут сегодня личное хозяйство, еще меньшее число верит, что Всевышний в буквальном смысле слова написал Свои законы на каменных скрижалях. Возможно, на Шавуот обращают меньше внимания из-за того, что его не связывают с какими-то библейскими или историческими событиями.
 
Ведь на Песах евреи снова и снова пересказывают события исхода из Египта. На Пурим читают свиток Эстер и устраивают спектакли и празднества. Особая литургия на Судный день в синагогах делает его уникальным днем, отличающимся своей святостью и торжественностью. А что можно сказать о празднике Шавуот?
 

 
Три интересных факта о празднике:
 
1. Шавуот - один из трех праздников первы плодов, упомянутых в Библии. Два других праздника первых плодов - это Песах и Суккот.
Из всех праздников еврейского календаря только на эти три праздника все мужчины в Израиле должны были приходить к святилищу. Со времен Давида это святилище находилось в Иерусалиме. Мужчины должны были принести первые плоды различных видов урожая, которые они собирали в течение года.
Неделя Песаха приходилась на раннюю весну и совпадала с урожаем ячменя. Поздней весной созревала пшеница, которую жали на Шавуот.
 

 
Суккот отмечался осенью, когда приносился последний урожай года - маслины и виноград.
 
2.Шавуот считался одним из главных праздников еврейского года вплоть до разрушения Храма в 70 г. нашей эры. Любой праздник, требующий присутствия всего мужского населения страны в одном месте, можно считать «главным». Сохранилось не так много фрагментов, описывающих, как происходило это паломничество до вавилонского плена, но сохранилось детальное описания того, как отмечался этот праздник во времена Второго Храма:
"Жившие вблизи Иерусалима приносили свежие фиги и виноград, а жившие далеко приносили сухие фиги и изюм (потому что свежие плоды сгнили бы по дороге). Вол, рога которого были украшены золотым и оливковым венком, шел впереди. Прямо перед ним шел человек, играющий на флейте. Такое шествие продолжалось до самого Иерусалима. Подойдя к самому городу, они посылали вестников вместе с красиво уложенными «биккурим» (первыми плодами). Правители, главы и хранители Храма выходили встречать их у ворот. Входили паломники по старшинству. Все искусные ремесленники города вставали перед ними и приветствовали входящих мужчин словами: «Братья, мужи из такого-то и такого-то места, мы счастливы приветствовать вас!»& Богатые приносили свои биккурим в корзинах, переложенных серебром и золотом, а бедные использовали корзины, сплетенные из ивовых прутьев. И корзины, и биккурим отдавались священнику."
 
Представьте себе описанные выше сцены, и вы поймете, насколько тщательно была продумана программа всего праздника. К сожалению, эти прекрасные обычаи резко прекратили своё существование с разрушением Храма.
 
3. При посвящении первых плодов часто цитировались отрывки из Пасхальной Агады(легенды,сказки,ее читают каждый год на Песах) .
Хотя сегодня пересказывают события исхода на Песах, предки современных иудеев вспоминали четыреста горьких лет рабства в Египте также и на Шавуот. В Книге Второзакония повеление праздновать Шавуот заканчивается словами:"помни, что ты был рабом в Египте, и соблюдай и исполняй постановления сии."
 
В 26 главе Второзакония описана еще одна церемония, цель которой - хранить память об избавлении евреев из рабства. Вообще, стихам, читающимся при посвящении первых плодов, посвящена большая часть Пасхального седера.
В тексте не сказано, что эту церемонию нужно исполнять именно на Шавуот, но написано, что она имеет отношение ко всем случаям посвящения первых плодов, а сюда, естественно, входит и Шавуот. Человек, приносивший первые плоды, говорил:"Сегодня я объявляю Господу Богу твоему, что я пришел в землю, которую Господь клялся отцам нашим дать нам." .После этого он повторял слова, ставшие известными благодаря Пасхальной Агаде:
 
"Отец мой был странствующим арамеем, и спустился от в Египет, он и несколько домочадцев с ним, и жили они там и стали великим народом, сильным и многочисленным. Но египтяне плохо относились к нам и заставляли нас страдать, поставив на тяжелые работы. Тогда мы возопили к Господу Богу отцов наших, и Господь услышал голос наш и увидел наше притеснение, и труд, и гнет. Тогда вывел Господь нас из Египта рукой сильною и мышцею простертою, с великим ужасом и многими знамениями и чудесами."
 
А потом говорится о принесении первых плодов.
 
Почему эта древняя литургия, использовавшаяся при принесении первых плодов, была включена в Пасхальную Агаду? Связь здесь очевидна. Евреи были рабами в Египте. Бог освободил их и привел в землю добрую. В благодарность Богу евреи предстоят перед Ним с плодами той земли, которую Он дал им.
 
Много есть историй и легенд в Мидраше(усная Тора) о том, почему именно гора Синай была выбрана местом откровения, а Израиль - народом, получившим Закон. Несколько историй рассказывают, что принять Тору было предложено сначала другим народам мира, но они отказались.
 
Самый необычный Шавуот
 

 
Легенды раввинов о Шавуоте были не единственным основанием, связывающим этот праздник с конкретными историческими событиями. В первом веке на этот праздник произошло еще одно событие. В то время иудаизм включал в себя несколько сект, таких как, например, фарисеи, саддукеи, зилоты и «назареи». Последняя группа включала в себя евреев, следовавших за Иисусом (Йешуа) из города Назарета.
 
Йешуа, как и многие другие евреи тех дней, приходил в Иерусалим на Песах. Новый Завет описывает седер-вечерю, который он провел для своих учеников. В время традиционной трапезы Иисус говорил о своей грядущей смерти. Вскоре после вечери Иисус действительно был арестован, а позже распят. Для Йешуа это не было неожиданностью. Он знал, что его смерть станет последней пасхальной жертвой, принятой богом. Еще в самом начале своего служения Йешуа был назван «Агнцем Божьим, Который берёт на себя грех мира». Йешуа не рассматривал свою смерть как поражение на политической или религиозной арене.
 
Напротив, Евангелия описывают победное воскресение Йешуа из мертвых через три дня после Песаха. Это стало шоком для многих. Никто этого не ожидал- никто, кроме самого Иисуса. В Евангелиях сказано, что он являлся после своего воскресения многим вплоть до того момента, когда "был вознесен на небо и воссел одесную Бога" (Евангелие от Марка 16:19). Дальнейшие действия последователей Йешуа описаны в Книге Деяний.
 
Будучи иудеями, последователи Йешуа праздновали Песах вместе с ним в Иерусалиме. Теперь, пятьдесят дней спустя, они праздновали Шавуот, но уже без его физического присутствия. Вот как автор Книги Деяний описывает множество людей, пришедших на Шавуот:" В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом& Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты, Критяне и Аравитяне" (Книга Деяний 2:5,9-11).
 
Другими словами, как местные евреи, так и евреи всей диаспоры собрались в Иерусалим. Они пришли из разных стран и районов, в том числе из тех, которые мы сейчас называем Ираном, Турцией, Северной Африкой. Каждый из них говорил на своем языке. Среди религиозных традиций того времени была и такая:
 
"Десять заповедей произносились одним голосом [Божьим], а люди слышали много голосов; т.е. один Его голос разделялся на семь голосов, а те - еще на семьдесят, так что каждый человек слышал закон на своем собственном языке."
 
Это легенда была составлена раввинами, чтобы объяснить, как Господь предлагал Тору семидесяти народам мира, которые отказались ее принять.
 
Согласно же Книге Деяний, ученики Иисуса были собраны в одном доме, когда воздух наполнил странный шум, как от ветра. В этот момент произошло удивительное. Над головами появились языки, похожие на огненные; собравшиеся "исполнились все Духом Святым" и начали говорить на языках, которых раньше не знали.
Это привлекло целую толпу людей, потому что евреи из различных стран вдруг услышали, как говорят на их собственном языке. Они были поражены, увидев группу галилейских евреев, которые и знали-то всего один арамейский язык, но которые вдруг стали полиглотами. Некоторые подумали, что они просто напились, но один из учеников, Петр, напомнил, что было всего лишь 9 часов утра, и питейные места были еще закрыты!
 
На тот Шавуот случилось нечто подобное тому, что было при горе Синай: евреи и неевреи из разных стран смогли услышать слова учеников Йешуа на их собственном языке. Затем Петр обратился к толпе на обычном для всех арамейском. А может, его слова были настолько важны, что каждый продолжал слышать их на собственном наречии? Мы не знаем.
 
Если происшедшее на этот Шавуот чем-то напоминало истории раввинов о горе Синай и даровании Закона, то и слова Петра подходили под эту тему.
Судя по всему, Петр знал, что, согласно традиции, царь Давид родился и умер на Шавуот, поэтому он и решил в тот день говорить о смерти Давида и о воскресении Йешуа. Петр описал Иисуса как человека, не похожего на других, как творившего чудеса.
Петр говорил о том, что большинство людей Его не приняли, и что Он был распят. Но Петр не преминул заметить, что смерть Йешуа не стала Его концом. Пётр заявил перед всеми, что Бог воскресил Иисуса из мертвых, в отличие от царя Давида, который "умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня."
 
Подобно всем еврейским праздникам, Шавуот начинается накануне вечером, но не только: его ночь – активный «компонент» праздника, ибо наши мудрецы установили обычай, обязывающий изучать Тору всю ночь накануне праздника Шавуот. В эту – единственную в году! – ночь все синагоги открыты, и евреи до рассвета читают особый сборник цитат из Торы, фрагменты из книги «Зогар» и текст всех 613 заповедей в кратком изложении.
 
К другим обычаям Шавуот относятся три основные, освященные вековечной традицией: во-первых, украшение дома и синагоги цветами, листьями и травами. Пошло это от того, что евреи, при получении Торы, жили в шалашах, и, на радостях, украсили свои жилища чем могли в таких условиях.
 
Вторым важным составляющим Шавуота является обычай кушать молочные блюда. Праздничная трапеза обязательно включает молочную и мучную пищу: сыр, творог, сметану, блинчики с творогом, пироги, торты, коврижки с медом, вареники, пирожки или блины с сыром.
 
И третьим обычаем является чтение в этот день Мегилат Рут («Книги Руфь»), в которой речь идет о моавитянке, которая после смерти мужа-еврея не оставила свекровь, и вместе с ней вернулась в землю Израиля, где приняла иудейскую веру. Руфь стала прабабушкой царя Давида, и наши мудрецы видят аналогию между добровольным принятием Руфью иудаизма и принятием Торы еврейским народом.
 
Как очевидно, хотя бы из принесения в Храм первинок, Шавуот символизирует еще и завершение сельскохозяйственного цикла. Поэтому именно в сельскохозяйственных поселениях и в киббуцах Израиля он – настоящий праздник урожая, когда созревают плоды труда, в том числе и семь видов, упомянутые в Торе.
 

 
Про Шавуот и молоко многое понятно из Шолом-Алейхема:
 
"Тот, кто завел обычай в праздник Пятидесятницы по утрам употреблять молочную пищу, тот, поверьте, был мудрецом. Нет лучше, нет вкусней, нет свежее и дешевле молочной еды! А сколько всякой всячины можно соорудить из молочных продуктов! Имея молоко, можно состряпать и молочную кашу, и молочную лапшу, и рис в молоке, и молочные вареники, и молочные калабушки, и молочную вермишель, не говоря уже о самом молоке. Не счесть всего, что можно сделать из творога и масла! …От такого стола откажется разве что… последний глупец, которого впору кормить соломой" (Шолом-Алейхем. «Молочная пища»).
*Пятидесятница-Шавуот
 
Светлый праздник Шавуот
Пусть добро нам принесет,
И теплом своим согреет,
И родных всех соберет!
 
В день великой мудрой Торы
Пожелаем — навсегда
Пусть умчатся все невзгоды,
И далекая звезда
 
Светом озарит наш разум,
И поможет в начинаниях.
И в семье будет покой,
Бодрость духа и удача!

 
В этот день приветствуются всяческие поливания водой, а особо тяжелых случаях обшвыривание яйцами. Разумеется, в основном этой возможностью дружно пользуются дети, причем на всю катушку (иногда не только дети Very Happy )
 

 

 

 

 

 
А теперь,как я и обещала,на закуску- изыски израильских кондитерских к празднику Шавуот :
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Источники:ЖЖ,Красная нить.ру.
 
Веселого праздника!
 

 
модератор
  • Регистрация 29.10.2011
  • Индекс активности 8 083
  • Рейтинг автора 1 111
  • Блог 116
  • Рецепты 116
Сб, 31 май 2014 13:12

  • Просмотров — 5389
  • Комментариев — 5
  • Оценок — 2
  • Нравится — 0

Комментарии

1
Пользователь
  • Регистрация 1 июн 2014
  • Индекс активности 6
  • Рейтинг автора 0
Вс, 1 июн 2014 20:32

Уважаемая Firefox !
Много лет живу в Израиле, но еще ни разу не читала такой вдумчивой,
интересной, разносторонней публикации о празднике Шавуот.
Как правило, публикации довольно еднообразны и скучны.
" Шавуот - это праздник урожая, в этот праздник дети надевают венки,
подростки обливаются водой, а взрослые едят блюда из творога и молока. Купите изделия
таких-то фирм и наслаждайтесь!"
О глубинном смысле праздника Шавуот, о близости его к христианским праздникам,
я вообще читаю впервые. Это очень важная тема - близость монотеистических религий,
это важно для обычных людей, что их многое объединяет. В публикации
отличные фото! Спасибо большое!
OlgaNeta
Автор книг "ОКНО ИЗ КУХНИ"
  • Регистрация 27 окт 2011
  • Индекс активности 21 155
  • Рейтинг автора 1 247
  • Город минск
  • Блог 165
  • Рецепты 853
Вт, 3 июн 2014 15:24
Олечка, кондитерские воистину великолепны! Спасибо, порадовала!
И прикольное поведение на праздник! Very Happy
Рассказ поучительный. С праздником!
модератор
  • Регистрация 29 окт 2011
  • Индекс активности 8 083
  • Рейтинг автора 1 111
  • Город Хайфа
  • Блог 116
  • Рецепты 804
Ср, 4 июн 2014 10:57
Korinka, Олечка,спасибо большое! :girl_in_love: С праздником! Smile
Баба Яга, Женечка,спасибо большое! Air_kiss
Солоха
  • Регистрация 28 июн 2008
  • Индекс активности 11 799
  • Рейтинг автора 982
  • Рецепты 279
Чт, 19 июн 2014 14:36
Оль, очень интересно было (впрочем как и всегда) почитать. Так доступно и понятно написано. Спасибо, дорогая!!! Smile
модератор
  • Регистрация 29 окт 2011
  • Индекс активности 8 083
  • Рейтинг автора 1 111
  • Город Хайфа
  • Блог 116
  • Рецепты 804
Сб, 28 июн 2014 08:04
mia, :girl_in_love: Галочка,спасибо большое!
1

Разместить комментарий

Добавить новую запись

Поделиться